Зубко В.Н. Реинтродукция в природу птиц, выращенных в условиях Аскании-Нова // Первое всесоюзное совещание по проблемам зоокультуры. Тезисы докладов. Часть вторая. Москва, 1986. С. 35-36.

Один из наиболее эффективных способов воспитания "дикого" стереотипа поведения у гусеобразных и куриных при вольерном их разведении заключается в том, что птенцов полностью изолируют от человека (клетки с домиками завешивают материей со всех четырех сторон), производят специальные "пугания" (выстрелы из ружья, крики, сирены и т.д.), что формирует у птиц боязнь человека (Фокин, 1982). Однако, при этом птицы не обучаются приемам добычи пищи, избегания опасности и т.д., и в связи с этим оказываются неспособными к самостоятельной жизни в природе.

Учитывая это, а также изучив биологию птиц, выращиваемых в условиях неволи и полувольного содержания, в Аскании-Нова, в по­следние годы, реинтродукцию выращенных птенцов осуществляют по особой схеме, используя метод приемных родителей. В основу метода положена неспособность большинства самок в первые 1-2 дня после вылупления узнавать своих птенцов и, с другой стороны, способ­ность самок даже ручного выращивания при появлении человека про­являть тревожно-оборонительное поведение, защищая выводок.

Реинтродукция выращенных птенцов осуществляется следующим об­разом. Нескольким самкам в момент выведения птенцов или в первые два дня после него подпускают инкубаторских птенцов. Убедившись, что самка их приняла, под нее можно будет подпускать птенцов и в последующие 10-15 дней (до формирования большой группы). До 25-30-дневного возраста птенцы с родителями находятся в вольерах на молодняковой поляне, или в вольерах, соединящихся с помещением (в случае очень больших выводков, которых не в состоянии обогреть самка). Затем птенцов окольцовывают и выпускают с самками на пруды (гуси, лебеди, утки), или в парк (фазаны, павлины и др.). Выпускпроизводится по несколько выводков одновременно. Самка (или обародителя) обучает птенцов всем жизненно необходимым навыкам (кормлению, пастьбе, затаиванию, приемам защиты, нападения и т.п.) регулирует их двигательную активность, а при выпуске в природные условия поможет ориентации, освоению птенцами данной местности.

Использование приемных родителей для репатриации выращенных в вольера птенцов не ново, однако раньше под приемных родителей подпускали птенцов только в день выведения птенцов (Шиллингер, 1929,  Горюнов, 1978). Если такое время упущено или не было еще самки с выведшимися птенцами, птенцов приходилось выращивать без самки. Нами применяется способ обеспечения птенцов приемными матерями, заключающийся в том, что насиживающую самку и подпуска­емых птенцов помещают в условия тесноты и полного затемнения (лу­чше всего вечером) на 10-20 часов. В этих условиях самка и птенцы вынуждены контактировать друг с другом, привыкают, запоминают го­лоса, а после выпуска из ящика держатся выводком. После этого в такой выводок можно подпускать следующих птенцов без передержки в ящике: самка уже не может разобраться, где ее, а где чужие птен­цы - и одинаково заботится обо всех.

Реинтродукция птиц в природу таким способом широкоприменя­ется в Аскании-Нова, где ежегодно выпускают 300-400 птенцов кряк­вы, огаря, серого, горного и белого гусей, канадской казарки, обы­кновенного фазана и др. Такая реинтродущия позволяет сохранить видовые особенности, помогает птенцам быстро адаптироваться в ес­тественных условиях. Способ позволяет обеспечить сохранность ред­ких видов птиц, а охоту на охотничье-промысловых птиц делать бо­лее интересной, так как выращенные родителями (даже ручными) пти­цы всегда более осторожны, избегают опасности и дольше выживают в природе.

Яндекс.Метрика