Ильченко О.Г., Попов С.В. К вопросу о групповом содержании песчанок рода Meriones // Первое всесоюзное совещание по проблемам зоокультуры. Тезисы докладов. Часть вторая. Москва, 1986. С. 207-210.
Сложившаяся практика содержание и использования в экспериментах животных, в том числе и грызунов, основана на стремлении исследователей максимально стандартизировать условия их содержания. Содержащиеся в одинаковых условиях животные подразумеваются одинаковыми, а свойственные им индивидуальные различия рассматриваются как неизбежная ошибка метода. В частности, общепринято содержание подопытных грызунов поодиночке, парами иди небольшими однополыми и одновозрастным группам. Между тем в этологических, психофармакологических и психофизиологических исследованиях отчетливо выявился целый класс задач (в первую очередь, проблемы, связанные с изучением действия социального стресса), для решения которых необходимо изучение отношений, закономерно складывающихся и длительно поддерживающихся между особями на основе их индивидуальных различий в поведении и физиологии. Оптимальным в этом случае является содержание животных разного пола и возраста в больших группах. Для успешного содержания таких групп и использования их в работе необходимо изучение закономерностей развития внутригрупповых отношений конкретных, предполагаемых к содержанию видов. Потребность в исследованиях такого рода есть и у сотрудников зоопарков, т.к. именно при групповом содержании проявляется максимальное разнообразие форм поведения животных, и, в то же время, незнание основных закономерностей и видовых особенностей взаимодействий животных в искусственно созданных группах зачастую приводит к внутригрупповым конфликтам, сопровождающимся травматизмом, нарушениями размножения и даже гибелью членов подобных групп.
Работая в течение ряда лет с малыми песчанками в лабораторных условиях, мы получили материал, на основание которого оказалось возможным проводить межвидовое сравнение динамики взаимоотношений в группах малых песчанок 3 видов (полуденной, монгольской и краснохвостой). Ещё для 2 видов - тамарисковой и персидской песчанок, имеются предварительные данные (по двум группам для каждого вида). Все наблюдавшиеся группы состояли из пары зверьков-основателей и их потомства одного или нескольких выводков (в группах тамарисковых песчанок взрослых самцов отсаживали сразу же после рождения выводка). Вольеры для содержания групп, а так же условия кормления были сходными для всех видов.
В развитии лабораторных групп большинства видов песчанок определились сходные стадии: 1 – от объединения пары до рождения первого выводка, 2 - от рождения первого выводка до проявления агрессивных действий между молодыми этого выводка, 3 - от проявления агрессии до распада группы вследствие постоянных агрессивных взаимодействий. Для каждой из этих стадий характерно вполне определенное состояние и поведение животных, в частности, репродуктивные функции наиболее успешно реализуются на второй стадии, а действие социального стресса в наибольшей степени сказывается на песчанках в конце последней стадии развития лабораторной группы. Межвидовые различия проявлялись в длительности каждой стадии, в характере взаимоотношений песчанок при объединении пары, в характере зависимости размножения от внутригрупповой агрессии, в количестве размножающихся в группе самок. Данные по этим показателям сведены в Таблицу 1. Кроме того, разные виды песчанок отличались по степени дифференциации и по стабильности взаимоотношений между членами группы. По нашему мнению видовая специфика внутригрупповых отношений связана с различной восприимчивостью близких видов песчанок к социальной стимуляции, что, в свою очередь, может быть обусловлено межвидовыми различиями по психофизиологическим показателям (Попов, 1986).
Таблица I
Основные характеристики динамики взаимодействий в лабораторных группах малых песчанок
|
Поведение партнёров при формировании пары |
Период от рождения первого выводка до появления внутригрупповой агрессии |
Влияние внутригрупповой агрессии на размножение |
Количество размно-жающихся в группе самок |
Полуденные песчанки |
Типична агрессия со стороны обоих партнёров |
Около 3-х месяцев |
Агрессия не сдерживает размножение |
Все взрослые самки в группе |
Краснохвостые песчанки |
Самки могут быть агрессивны к самцам или агрессии нет совсем |
Не меньше 6 месяцев |
После первых проявлений агрессии, размножение прекращается, не выживают детёныши |
Только самка – основательница группы |
Монгольские песчанки |
Как правило, агрессии нет, но в тех случаях, когда она возникает, обычна гибель одного из партнёров |
8-10 месяцев |
Постепенно перестают рождаться детёныши, затем прекращаются проявления полового поведения |
Только самка – основательница группы |
Персидские песчанки |
Как правило, агрессии нет |
Более 10 месяцев |
? |
Все самки старшего возраста |
Тамарисковые песчанки |
Всегда сильная агрессия с обеих сторон, но гибель зверьков редка |
Меньше 3-х месяцев |
Элементов полового поведения в группе не отмечали |
- |
Полученные в настоящей работе результаты и дальнейшее накопление данных о закономерностях развития взаимодействий в лабораторных группах песчанок могут, в конечном счете, позволить оптимальным образом, в зависимости от задач исследования, подбирать вид экспериментальных животных (песчанок) и использовать лабораторные группы, находящиеся на соответствующей задачам работы стадии развития.