Мухина Е.А. Формирование поведения у птенцов джека в онтогенезе // Дичефермы и зоопитомники. Сборник научных трудов ЦНИЛ Главохоты РСФСР. М., 1991. С. 143-157.
Для изучения естественных популяций джека, сильно пострадавших от антропогенного пресса, в последние десятилетия проведен ряд полевых исследований (Пономарева, 1983; Mian, Surahio, 1983; Mian, 1984; Surahio, 1985 Губин, Скляренко, 1989; и др.); позволивших выделить основные черты экологических и биологических приспособлений птиц в различных районах ареала. Параллельно велись исследования в неволе (Mendellssohn и др., 1979; 1982; Mendelssohn, 1980, 1982; Пономарева, 1983; Platt, 1985; Мухина, 1989; Launay, Paillat, 1990), которые также были направлены на изучение биологических особенностей вида с целью выполнения программ по разведению.
Исследования поведения джека в природе, особенно выводков, очень сложны в техническом отношении. Поэтому наши наблюдения за поведением птенцов были проведены в вольерах. Предварительные исследования выполнены Т.С. Пономаревой (1983) и представлены одновременно с анализом постэмбрионального развития птенцов. Настоящая работа лишь дополняет исследования этого автора и преследует цель проанализировать формирование поведения джека в процессе онтогонеза.
Наблюдения были проведены за 25 птенцами джека: в 1983-1988 гг. - за отдельными птенцами, выращиваемыми в вольерах Бухарского джейранового питомника без водящей выводок самки, а в 1990 г. здесь же, но за выводком, состоящим из 4 птенцов.
Все птенцы были помечены цветными пластиковыми кольцами, что облегчало их распознавание. За птенцами в выводке проведено 7 дневных наблюдений с хронометражем их двигательной активности. Кроме того, ежедневно проводились наблюдения за отдельными птенцами и их группами в вольерах в разное время дня без хронометража их двигательной активности, но с описанием и фотографированием отдельных поз.
Птенцов содержали в вольерах, площадью от 49 (6x7) до 100 м2 (10х10), а выводок - в вольере, площадью 110 м2 (10х11), которая по достижении птенцами 2-месячного возраста была соединена с двумя другими, площадью 60 (10х6) и 175 (25х7) м2.
Все наблюдения сгруппированы в следующие категории: движение (двигательная активность); поведение во время отдыха; а также типы поведения: пищевое, комфортное, терморегуляторное, социальное, ориентировочно-исследовательское; выделены отдельно импринтинг, реакция следования и развитие звуковой сигнализации.
Движение. Птенцы джека сразу же после вылупления из яиц и обсыхания способны передвигаться за самкой, но в первые дни они перемещаются короткими промежутками, быстро пробегая их по сигналу самки, после чего затаиваются, распластавшись на земле, т.е. их движения плохо скоординированы. В первый день, если нет особого беспокойства, самка лишь немного отводит птенцов от гнезда, оставляет их в разных местах под кустами растений, а сама отходит от выводка кормиться. Сначала птенцы мало перемещаются (рис. 1) и следуют за самкой только по ее зову. Но по мере подрастания и приобретения большей самостоятельности, они становятся более активными, начинают всюду следовать за самкой, часто повторяя ее действия. В первые две недели выводок активен на протяжении всего светлого времени дня, за исключением раннего утра и позднего вечера, когда температура опускается ниже определенных пределов. Позднее у птенцов, как и у взрослых птиц, вырабатывается двухфазный ритм активности - утренний и вечерний, который все же не выдерживается в облачные дни. В целом двигательная активность самки и птенцов в выводке выше, чем тех, которые выращиваются человеком. Выводок в течение дня несколько раз меняет места дневного отдыха, сопровождая перемещение на новое место кормлением. В вольерах у выводка, наблюдения за которым производились в 1990 г., существовали излюбленные места дневного и ночного отдыха. Ночью, после наступления темноты, выводок редко меняет положение и обычно остается на одном месте до утра. Но иногда, особенно в лунные ночи, если птенцов побеспокоить, они перемещаются в более спокойные места.
Подлетывать птенцы начинают уже в 12-14 дней. Эти первые робкие попытки, связанные с расправлением и помахиванием крылышками, скорее можно назвать пробежками. Но с 3-4-недельного возраста такие попытки наблюдаются все чаще, птенцы пролетают сначала небольшие расстояния в 2-3 м на высоте 40-50 см, а к 1,5-месячному возрасту способны уже пролетать отрезки 50-100 м длиной на высоте 1,5-3 м. В 2-2,5 месяца птенцы джека способны хорошо летать, но, как и взрослые птицы, предпочитают перелетам пробежки и используют крылья только в исключительных случаях.
У птенцов, как и у взрослых, различают три основные формы перемещения: ходьба, бег и полет. Наиболее обычная форма перемещения - ходьба, летание же и бег используются подрастающими птенцами в ответ на тревожную реакцию самки или адекватно самой ситуации (например, в случае сильного испуга).
Поведение отдыха. У птенцов хорошо выделяются три формы отдыха - лежа, стоя и «сидя» (на ногах, согнутых в голеностопных суставах, т. е. на цевках). В первые дни отдых преобладает над остальными формами поведения (рис. 1). Птенцы чаще отдыхают под самкой, а во время дневной жары лежат где-нибудь в тени. Постепенно «отдых лежа» дополняется «отдыхом стоя», когда птенцы стоят в тени, раскрыв и распустив вниз крылья с характерной для жаркого времени дня горловой дрожью. Иногда в сильную жару они присаживаются в тени на цевки и также раскрывают крылья, слегка касаясь кончинами пальцев земли. В первые недели жизни по ночам птенцы нуждаются в дополнительном обогреве и поэтому в выводке устраиваются под матерью, а при выращивании без самки - под лампой, создающей, температуру 33-36 °С. Под самкой птенцы лежат, вытянув ноги назад, а голову выставив наружу из-под крыла или хвоста матери, а иногда стоят, тоже высунув голову наружу. Аналогичным образом они пытаются вести себя под искусственным обогревательным прибором. Если не удается удобно устроиться лежа, то они стоят в углах брудерного ящика спиной к свету и теплу, вытянув вверх голову, опираясь на расставленные в стороны ноги.
Подрастая, птенцы устраиваются поблизости от самки, но уже не под ней. Часто на дневной или ночной отдых выводок располагается одной группой - в центре самка, по сторонам от нее - птенцы.
В первые дни после вылупления птенцов самка держит их под крыльями утром до тех пор, пока температура в тени не поднимется до +22-25 °С; вечером выводок начинает устраиваться на ночлег, когда температура опускается ниже + 28 °С.
По мере подрастания птенцов и формирования у них контурного оперения, поведение их, как и ритм суточной активности, становится таким же, как и у взрослых птиц.
Пищевое поведение. В первый день после вылупления дискомфортное состояние птенцов не бывает связано с чувством голода и часто определяется только нарушениями температурного режима. Но уже в это время самка предлагает птенцам разный корм - травинки, насекомых, листочки. Птенцы пока интереса к пище не проявляют, однако, когда самка подходит к ним с кормом, наклоняет голову и издает соответствующий призывный сигнал, они пытаются клюнуть ее за темный кончик клюва и иногда невольно ухватывают корм, который тут же заглатывают. Если же птенцы корм не берут, самка съедает все сама. Интерес к пище начинает проявляться у птенцов только к концу второго и на третий день жизни, когда они активно учатся брать корм из клюва самки, либо с пинцета или из рук человека при искусственном выращивании. Если в первый день птенцы больше лежат, самка сама подходит к ним с кормом, то во второй и последующие дни она больше водит птенцов за собой, сопровождая перемещения остановками для кормления и на отдых. Когда самка зовет птенцов, клюв у нее остается закрытым, только слегка колеблется горло - как при легкой горловой дрожи. В первое время птенцы бегут к самке только когда она зовет их голосом, позднее же им бывает достаточно увидеть ее наклоненную голову с зажатым в клюве кормом. С первого дня жизни птенцы самостоятельно заглатывают песок, что, по-видимому, необходимо для нормального пищеварения.
Обучаясь брать корм из клюва самки, птенцы это делают сначала довольно неуклюже и часто промахиваются. Иногда они начинают клевать друг друга, хватаясь за клюв, крылышки и лапки. На 5 день птенцы уже довольно активны, корм выхватывают весьма ловко. Уже заметна определенная конкуренция - корм достается более ловким и быстрым, выхватывающим корм у самки из клюва наперебой и тут же заглатывающим его, даже когда это плохо обездвиженные насекомые или мелкая ящерица. Самка продолжает кормить птенцов до тех пор, пока не накормит весь выводок.
С возрастом активность птенцов при кормлении возрастает и обычно от самки получают корм те птенцы, которые опережают в развитии остальных. На пятый день отмечены первые попытки поднять оброненный самкой корм с земли, но птенцы еще не пытаются самостоятельно кормиться. Это отмечено на 8-9 день, когда птенцы стали брать корм из кормушки, склевывать листочки и цветы с кустов растений.
С использованием звукового сигнала самка продолжает кормить птенцов до двух месяцев (в нашем опыте в 1990 г. самка прекратила подавать звуковой сигнал при кормлении, когда птенцам было уже больше 2-х месяцев). Но и после этого она иногда предлагает птенцам лакомые кисочки, а иногда птенцы сами выхватывают предпочитаемый корм, заметив его в клюве у самки, хотя полностью самостоятельно кормиться они могут лишь с 3-4-х недельного возраста.
Птенцы одинаково хорошо едят животный и сочный растительный корм. При выкармливании человеком предпочтение отдавалось животным кормам (насекомые, кусочки мяса, рыба, яйцо). В выводке в первые дни самка постоянно водила птенцов по вольере, скармливала им листочки и цветки растений, реже ловила насекомых, в том числе и подбрасываемых в вольеру. К кормушке она подвела птенцов только на 5-й день. В связи с тем, что в первые дни самка предлагала птенцам растения, они и в дальнейшем очень хорошо поедали растущую зелень, выбирая более нежные части растений - листья и цветки. Когда же растения в вольерах высохли, птенцы от них отказались: сухие семена, листья и стебли ни птенцы, ни взрослые джеки не поедают. Из животных кормов предпочтение отдается мелким ящерицам и змейкам (самка сама ловила в вольерах маленьких удавчиков, которых птенцы моментально съедали), а также мягким насекомым. Птенцы не могут сами обездвижить жертву и мешают самке, когда она это делает, - выхватывают корм, стараясь опередить других, и потому часто проглатывают еще живых насекомых и ящериц.
В первый месяц трудно выделить птенцов с устойчивой пищевой активностью, т.к. она определяется многими факторами - физиологическим состоянием птенца, погодными условиями (в пасмурную прохладную погоду пищевая активность, как правило, выше). Во второй месяц развития пищевая активность самцов несколько выше, чем самок, что вероятно, связано с особенностями их роста. В первые дни и недели жизни у птенцов еще не прослеживается двухфазный ритм активности, свойственный взрослым птицам, птенцы кормятся на протяжении всего светлого времени дня, делая небольшие перерывы для отдыха. При выкармливании человеком, в первое время птенцы требуют тщательного ухода и потому в первые 5 дней кормления производились через каждые 2 часа, затем до 2-х недель - 5 кормлений в день; с 2 до 3-х недель - 4 кормления в день, до месяца - 3 кормления в день, в июне обычно производился переход на двухфазный ритм активности, когда птенцы кормились, как и взрослые, - только утром и вечером. В выводке в течение первой недели птенцы кормятся на протяжении всего светлого времени дня, но короткими промежутками, которые сочетаются с отдыхом. Дневная инактивность проявляется в конце первой недели, но не бывает длительной, так как и днем наблюдается несколько кормлений. И только на 2-3-й месяц жизни у птенцов в выводке, как и у взрослых, четко проявляется двухфазный ритм активности, который определяется высокими дневными температурами.
Использование воды. Птенцы (в отличие от взрослых) с удовольствием пьют воду. Летом, с наступлением жары, всем птенцам давали воду и они от нее никогда не отказывались. Но видимо она не усваивается или усваивается очень плохо, так как после питья через некоторое время птенцы выделяют бесцветную жидкость без каких-либо заметных включений. В сильную жару группа из 5 птенцов выпивает 1 л воды в 1,5-2 дня. Взрослые же джеки, которым также предлагалась вода, даже в жаркие дни ее практически не использовали.
Комфортное поведение. Первые его проявления наблюдаются у птенцов джека в первые дни жизни — это эпизодические потягивания и встряхивания. Постоянные же проявления комфортного поведения характерны для птенцов старше 5-7 дней, т.е. когда у них появляются зачатки оперения. Птенцы в выводке повторяют за самкой движения, связанные с чисткой оперения, при остановках в местах отдыха и особенно часто после вечернего кормления. Они чистят клювом верх и низ крыла, распуская при этом крылья, спину между лопатками, а после того, как появятся рулевые, - основание хвоста сверху и снизу.
Другой формой комфортного поведения у птенцов является купание в песке. В выводке птенцы обучаются этому на 8-12 день жизни, повторяя движение матери. После вечернего кормления самка подходит к одной из купальных лунок, начинает купаться, распуская крылья, затем трется шеей и грудкой о края лунки и, вскакивая, встряхивается, распуская все оперение. Следующие за ней птенцы повторяют все её движения, также встряхиваются, расправляют крылышки, подпрыгивают, после чего весь выводок отправляется к местам ночного отдыха. Купание в песке наблюдается в течение всего лета, как правило, по вечерам и, по-видимому, связано с защитой от эктопаразитов. Птенцы, растущие без матери, также осваивают эту форму комфортного поведения, но позднее - в 20-25 дней.
Солнечные ванны птенцы начинают принимать с первых дней жизни, чаще по утрам, пока воздух не прогреется. Они ложатся на солнцепеке, раскрыв крылья или встают, слегка их распустив, чтобы инсоляция была более полной. Птенцы, воспитываемые без матери, испытывают особую тягу к солнечному свету, т.к. им, по-видимому, не хватает тепла и необходимых излучений от лампы в первые дни жизни, а позднее они больше теряют тепла по ночам, чем птенцы в выводке, поэтому принимают солнечные ванны и по вечерам. Чистить клюв после еды птенцы начинают в 3-4-недельном возрасте и позднее проделывают эту процедуру каждый раз после завершения кормления, как взрослые.
Как и Т.С. Пономарева (1983) мы можем отметить еще несколько форм комфортного поведения — почесывание лапой, потягивания (левая нога и левое крыло, правые нога и крыло, вытягивание обоих крыльев), зевание. Потягивания часто сопровождаются встряхиваниями, когда все оперение топорщится, а затем плотно прижимается.
Терморегуляторное поведение. При высоких температурах птенцы стараются спрятаться в тень и применяют терморегуляторные механизмы защиты от перегрева, что зависит от возраста птенцов и дневных температур. Маленькие птенцы при сильной жаре прячутся в тень: сначала бывает достаточно тени от отдельных кустов, но с повышением дневной температуры они выбирают место с более густой тенью. В тени птенцы стоят, распустив крылья, или же ложатся, раскинув крылья в стороны и слегка встопорщив оперение. Птенцы из выводка прячутся под распущенными крыльями матери. Применение горловой дрожи для терморегуляции начинается с 9-10-дневного возраста и позднее птенцы используют ее почти непрерывно в жаркое время дня при температуре выше 30 °С, за исключением отдельных случаев перемещения и кормления. У подрастающих птенцов по мере формирования контурного оперения терморегуляторное поведение становится все более сходным с таковым у взрослых птиц: горловая дрожь, распускание крыльев, открывание клюва, присаживание на плюсны. При жаре до 40-50 °С птенцы прячутся в тень от кустов растений; при еще более высоких температурах и в полдень птенцы, как и взрослые, лежат в купалках, которые выкапывают вдоль теневых стенок вольеров или под деревьями саксаула, при этом крылья раскинуты в стороны, а оперение слегка приподнято.
Возможно, что и использование свободной воды в жаркий сезон птенцами связано с терморегуляцией.
Социальное поведение. Эволюция джека в условиях равнинных пустынь шла по пути рассредоточения популяций и отдельных особей в них на обширных пространствах, что привело к относительно низкой плотности популяций даже в предпочитаемых биотопах и, соответственно, к ослаблению социальных контактов между отдельными особями. Поэтому формирование социальных отношений в выводке представляет большой интерес.
В выводке с маленькими птенцами не наблюдается ни агрессии, ни угрозы в отношении друг друга, даже если птенцы из разных выводков. Объединенные вместе разновозрастные птенцы легко вступают в контакт и в дальнейшем образуют объединения, которые не распадаются и во время зимовки.
Социальные контакты птенцов в выводке формируются в течение первых дней жизни: по-видимому, одновременно с запоминанием самки птенцы запоминают друг друга. Если птенец остаётся один, то сразу же начинает издавать сигналы страха, если же рядом есть другие птенцы, то он не чувствует дискомфорта. Птенцы в возрасте двух-трех месяцев также не любят одиночества, отсутствие самки переносят легко только в том случае, если рядом находятся другие птенцы. То же наблюдается и в искусственно сформированных группах птенцов в вольерах. Интересно, что в группах, выращиваемых человеком, наблюдались случаи «альтруизма» у птенцов в отношении друг друга при заболеваниях и травмах: здоровые птенцы проявляли заботу о больных и приносили им корм. В выводке этого не происходит - и самка, и другие птенцы перестают замечать больного или получившего травму птенца, что сразу же сказывается на его социальном «комфорте».
Территориальные отношения у птенцов в выводке не проявляются, как не проявляется территориализм и у птенцов в искусственно объединенных группах. Однако, он свойственен водящей выводок самке, что делает невозможным присоединение к выводку чужих птенцов и объединение отдельных выводков. Только по мере приобретения птенцами самостоятельности (в возрасте 2-2,5 месяца) территориализм и агрессия самки в отношении чужих птенцов ослабевают и, по-видимому, тогда возможны объединения птенцов из разных выводков.
Между птенцами 3-4-недельного возраста наблюдаются своеобразные «игры», которые чаще происходят по вечерам, после вечернего кормления и начинаются после купания в песке (отмечено также Т.С. Пономаревой, 1983б). Один из птенцов раскрывает крылья и подпрыгивает, что служит сигналом к началу демонстрации, в которой участвуют затем все здоровые птенцы. Такие игры наблюдали во всех птенцовых группах; они, как правило, учащались у птенцов старше месячного возраста. В выводке самка тоже участвует в играх птенцов, когда они достигают возраста 2-2,5 месяцев и достигают ее размеров. Очевидно, начало «игр» связано с формированием социально-иерархических отношений в группе, птенцы повторяют позы взрослых птиц в демонстрациях, при которых происходит определение и поддержание иерархического статуса (Launay, Paillat, 1990; наши наблюдения). Т.С. Пономарева (1983), описывая позы при таких демонстрациях, отмечает, что сталкивания двух особей при их резком сближении никогда не происходит, птенцы обязательно расходятся. Часто завершение демонстрации сопровождается взлетанием отдельных птенцов.
Ориентировочно-исследовательское поведение. Его начинают проявлять птенцы в выводке и отдельные особи уже в 10-дневном возрасте. В выводке птенцы часто ведут себя как самка, которую они повсюду сопровождают и у которой пищевое поведение постоянно чередуется с ориентировочным. При всех перемещениях и при переключении с одного рода деятельности на другой самка обязательно обследует местность, осматриваясь с нескольких ориентировочных бугорков. С 10-14 дней эту процедуру начинают проделывать все птенцы из выводка. Позднее наблюдается некоторая очередность - при кормлении выводка один из птенцов или самка находятся на смотровом бугорке, а остальные спокойно кормятся. Летом ориентировочное поведение наблюдалось ежедневно после утреннего и вечернего кормлений выводка и отдельных птенцов. При опасности самка старается увести птенцов и спрятать их в кустах, а птенцы, заметив опасность, чаще издают сигналы тревоги, предупреждая остальных, после чего также прячутся.
Исследовательское поведение - разглядывание новых непонятных движущихся объектов, не очень крупных по величине (не несущих прямой угрозы). Если ползущее животное принимает защитную позу или ведет себя агрессивно в целях самообороны, то джеки распускают хвост вертикально полувееером, сопровождая это действие сигналом любопытства - «гр-р-р»... Затем они делают попытку схватить объект, а если это не удается, то расходятся. Иногда попытки продолжаются до тех пор, пока жертва не оказывается обездвиженной: так птенцы учились схватывать медведок, хрущей, златок, мелких ящериц и змей. Если добыча достаточно большая или защищается, то они действуют с соблюдением определенных мер предосторожности. Так, они отскакивают и отбегают, если змея или ящерица делает угрожающие выпады в их сторону. Любопытство одного часто привлекает остальных птенцов, сразу несколько особей собираются вокруг одного объекта. По мере дальнейшего знакомства с непонятными объектами исследовательская реакция сменяется другой, адекватной ситуации, - кормодобывающим поведением, безразличием или же осторожностью.
Защитное поведение (реакция на страх, тревога). Наблюдается у маленьких птенцов после соответствующего звукового сигнала матери в случае опасности. Сигнал опасности при тревоге сверху и со стороны разный. Обычно, когда над вольерами пролетает крупная хищная птица (болотный лунь, канюк), самка издает низкий резкий звук «ка-а-а»..., не схожий с обычным сигналом тревоги взрослых птиц. Услышав этот сигнал, все птенцы замирают, распластавшись на земле. Такая же реакция наблюдается и на обычный сигнал тревоги, который самка издает в тех случаях, когда появляется четвероногий хищник или человек. Позднее реакция на сигнал тревоги становится сходной с реакцией взрослых птиц: птенцы либо бегут и затаиваются в кустах (чаще), либо сначала взлетают (при неожиданном испуге), но пролетев некоторое расстояние, снова бегут и прячутся.
Поза угрозы принимается птенцами также при резком их сближении. Если же к ним приближаются чужие взрослые птицы, они просто пытаются убежать и затаиться.
Импринтинг и реакция следования. По-видимому, самка и птенцы запоминают друг друга в первые дни после появления выводка. Так, в 1990 г. самка еще приняла чужого птенца на 5-й день после появления своих, но на 11-й уже активно прогоняла со своей территории птенца, который был в том же возрасте, что и ее собственные и проявлял к ней интерес больший, чем к человеку. Важную роль в запоминании играют звуковые и визуальные стимулы. Для самки - это сигналы дискомфорта и следования у птенцов, для птенцов - призывный сигнал самки, который она издает при перемещениях, и при котором происходят все кормления и перемещения выводка в первые дни. Если самка не издает такой сигнал, то птенцы перестают за ней следовать и затаиваются (в первую неделю жизни). Видимо, для самки также важно вначале постоянно слышать ориентировочные комфортные сигналы следующих за ней птенцов. Визуальным стимулом для птенцов является опущенная голова самки с темным кончиком клюва (при кормлении). Этот сигнал усиливается при соответствующем звуковом стимуле.
Реакция следования развивается у птенцов за несколько дней и в, дальнейшем они сопровождают самку уже без ее сигналов, двигаясь за ней гуськом, даже уже будучи довольно большими. В первые дни скорость следования птенцов неодинакова. Если за самкой следуют несколько птенцов и один отстал, она не обращает на него внимания до тех пор, пока он не начнет издавать дискомфортный ориентировочный сигнал. В этом случае самка либо возвращается и уже уводит весь выводок, либо же дожидается отстающего птенца, издавая на месте призывный сигнал.
Сходным образом ведут себя птенцы, воспитываемые человеком. Наиболее ярко реакция следования у них также выражена в первые недели, когда они стараются идти следом за кормящим человеком, особенно, если перемещения сопровождаются «призывным сигналом» - любым спокойным разговором. Причем, маленький птенец (наблюдения 1990 г.), импринтированный в первые три дня на человека, не смог сразу переключиться на самку джека и начинал издавать сигналы дискомфорта, когда человек уходил, оставляя его с выводком. Однако через сутки этот птенец уже мало чем отличался в поведении от остальных птенцов вы-водка. Птенцы, пойманные в возрасте от 8 до 15 дней, привыкают к человеку, издают сигналы дискомфорта, если он уходит. Пойманные же в более старшем возрасте, хоть и привыкают к человеку, но ведут себя по отношению к нему более независимо.
Для подрастающих птенцов характерно повторение практически всех действий матери, что приводит к формированию и закреплению у них навыков пищевого, комфортного, ориентировочного и других форм поведения.
Реакция следования у птенцов, как в выводке, так и при выращивании человеком ослабевает к 2-2,5 месяцам, но окончательно стирается только осенью. Самки «дичают» быстрее, чем самцы. В отношении человека у них уже с 3-месячного возраста наблюдается некоторая осторожность (даже если они были импринтированы на человека), у самцов более спокойное восприятие человека сохраняется дольше.
Развитие звуковой сигнализации. Звуковые сигналы птенцов джека нами были разделены на 4 группы: ориентировочные «комфортные», ориентировочные «дискомфортные», сигналы тревоги, сигналы «исследовательские», что несколько расходится с принятой для выводковых птиц классификацией (Тихонов, 1980), применявшейся и для классификации звуков птенцов джека (Пономарева, 1983б).
Ориентировочные «комфортные» сигналы - серия коротких, частых, булькающих звуков, отдаленно напоминающих «пи-пи-пи-пи-пи» - пищание. Эти сигналы бывают слышны еще в яйце, после проклевок скорлупы, затем в первые недели жизни птенцы постоянно издают их при перемещениях за матерью и при групповом отдыхе, в частности, когда ночью устраиваются под самкой. У птенцов младшего возраста они тонкие, звонкие, довольно громкие; постепенно становятся глуше и тише. Такие слегка трансформированные сигналы применяют подросшие птенцы (3-5-месячные) часто вечером, после кормежки. Они являются показателем нормального физиологического и социального состояния птенцов и направлены на поддержание контакта как между самкой и птенцами, так и между отдельными особями в выводке. Молодые самки иногда употребляют такой сигнал еще на 2-й год жизни.
Ориентировочные «дискомфортные» сигналы - протяжные громкие, длительные звуки. У маленьких - протяжное пищание («пиу-пиу»...), у подросших - несколько модифицированный, более глухой, но протяжный сигнал. Эти сигналы также бывают слышны еще в яйце, если яйцо убирается из гнезда. Затем птенцы используют этот сигнал при состояниях дискомфорта (голод, холод, отставание от выводка, неудобное положение под самкой и т.д. - когда нарушен физиологический или социальный комфорт). Обычно самка реагирует на ориентировочные дискомфортные сигналы птенцов адекватно ситуации. Сигналы дискомфорта по мере подрастания птенцов и приобретения ими большей самостоятельности применяются все реже. Если до месячного возраста птенцы применяют эти сигналы в любых критических ситуациях, то в дальнейшем использование их становится все более редким и в 2,5-3 месяца птенцы издают сигналы дискомфорта только в том случае, если остаются одни в незнакомом месте.
Сигнал тревоги - вначале отрывистый мяукающий тонкий звук, но постепенно модифицируется, приобретая все большее сходство с сигналом тревоги взрослых птиц. Этот сигнал птенцы начинают применять в возрасте 2-2,5 недель, уже приобретая некоторый опыт. Издают его в ответ на появление объектов, несущих опасность: в основном четвероногих хищников (собаки, кошки и т.д.), на человека - звуковая реакция страха наблюдается у птенцов, пойманных в подростковом состоянии – старше месяца. Кроме того, часто сигнал тревоги применяют поранившиеся птенцы, травмировавшиеся о сетку и т.д.
«Исследовательский» сигнал - звук, напоминающий грассированное «гр-р-р»..., негромкий и мягкий. Сопровождается распусканием хвоста вертикальным полувеером. Этот сигнал отмечается у птенцов с 2-3-недельного возраста и наблюдается при знакомстве с новыми неизвестными живыми объектами, которые либо могут быть объектами питания, либо представляют определенную опасность. Этот исследовательский предупреждающий сигнал применяет и водящая выводок самка при ловле мелких змей и ящериц, и взрослые птицы - при знакомстве с чем-либо новым.
Таким образом, проведенные наблюдения показывают, что формирование поведения у птенцов джека в процессе онтогенеза происходит при взаимодействии разнообразных эколого-этологических механизмов. Стимуляция родительского поведения на первых порах осуществляется, в основном, под действием акустических сигналов птенцов. Сигналы «дискомфорта» днем побуждают самку кормить птенцов, привлекая их опущенным вниз темным кончиком клюва и сопровождающим этот визуальный стимул звуковым сигналом. Очевидно, звук служит для привлечения птенцов, так как они идут на призывный сигнал самки, а вид опущенной головы с темным кончиком клюва побуждает клевание (инстинкт). Таким образом, для самки главным стимулом, влияющим на ее родительское поведение, является акустический сигнал, исходящий от птенцов, а для птенцов - сочетание визуального и акустического стимулов при развитии пищевого поведения. Мы не замечали, чтобы птенцы открывали и разевали клювы в ожидании корма, т.к. они проделывают резкие клевательные движения. При содержании в неволе стоит больших трудов научиться попадать кормом в клюв маленькому птенцу, быстрее происходит обучение птенца схватывать корм из рук или с пинцета, как в природе из клюва у самки.
Коммуникативные средства птенцов и самки не отличаются большим разнообразием. В течение первого месяца контакт между птенцами и самкой поддерживается при помощи акустической сигнализации и нескольких визуальных стимулов (при кормлении - вид опущенной головы самки, при перемещениях - ноги) и тактильных (прижимание птенцов друг к другу, положение их под крыльями у матери).
Звуковая сигнализация способствует запомнинанию всеми членами выводка друг друга и вначале вызывает появление и действие визуальных стимулов. Визуальные и акустические стимулы подкрепляют действие друг друга, пока птенцы малы. Но по мере подрастания птенцов все большее значение приобретает визуальная дистантная сигнализация («игры»), которая способствует формированию социально-иерархических отношений в группе, а не несет функции территориализма и пространственной разобщенности, которые птенцам не свойственны (для взрослых птиц имеют большое значение только в репродуктивный период). Роль звуковой сигнализации снижается и громкие птенцовые сигналы постепенно трансформируются в сигналы взрослых птиц, которые используются крайне редко, только в случаях необходимости. Сигнал тревоги, который появляется и начинает развиваться у птенцов позднее других, постепенно приобретает большее функциональное значение и используется как птенцами, так и взрослыми птицами для предупреждения опасности.
Социальные контакты поддерживаются в первое время при помощи звуковой сигнализации, а в ночное время и в холодные дни при помощи тактильных взаимодействий (птенцы сбиваются в кучу). Звуковая сигнализация играет важную роль для поддержания коммуникативных взаимодействий в группе на протяжении первого месяца жизни птенцов, затем начинают действовать формирующиеся визуальные стимуляторы - демонстрации поз или «игры» птенцов. В течение 2-го и 3-го месяца жизни птенцов идет постепенное угасание функций звуковой сигнализации и возрастание значения визуальной стимуляции, характерной для коммуникативных взаимоотношений взрослых особей. Демонстрационное поведение птенцов характеризует начало формирования социально-иерархических отношений в группе. Оно сходно с таковым же у взрослых птиц и несет ту же функцию, но отнюдь не относится к элементам поведения демонстрационно-полового комплекса. Формирование социально-иерархических отношений способствует в дальнейшем объединению птиц в группы в период осенних миграций. Прямой иерархии в группах птенцов, также как и в группах взрослых птиц, нет. Однако, демонстрационное поведение - обязательный элемент при объединении чужих птиц и является обязательным ритуалом при «знакомствах» соседей или птиц с разных территорий.
Контакты между птенцами из разных выводков устанавливаются легко, но в природе они едва ли возможны, т. к. после запечатления «своих» птенцов самка «чужих» не принимает. Кроме того, существует территориальная напряженность в отношениях между соседними самками, и, скорее всего, границы их участков не перекрываются. Однако, когда птенцы подрастают и становятся; более самостоятельными (в возрасте около 2-2,5 месяцев), агрессия самки в отношении чужих птенцов и взрослых особей ослабевает и тогда возможны отдельные взаимодействия между соседними выводками и даже временные объединения.
Быстрое формирование поведения в процессе онтогенеза, также как и развитие морфологических приспособлений, свидетельствует о высокой степени специализации вида к жизни в условиях аридного климата, когда суточный ритм и активность, развитие терморегуляторных механизмов и ориентировочное поведение, социальные взаимодействия и комфортное поведение идеально соответствуют среде обитания.
ЛИТЕРАТУРА
Артамонова З.В. Некоторые особенности постэмбрианального развития птиц в юго-восточных Каракумах // Зоол. журн. 1969. Т. 48. Вып. 11, С. 1706-1715.
Губин Б.М. Скляренко С.Л. Токовое поведение джека в восточных Кызылкумах // Известия АН КазССР. Серия биол. 1989. № 4. (154). С. 44-49.
Иванова В.С. Изучение развития молодняка некоторых видов дичи при искусственном разведении // Разведение и создание новых популяций редких и ценных видов животных: Тезисы докл. III совещ. Ашхабад, 1982. С. 66-73.
Иванова В.С, Трошкина Н.Н. Методические рекомендации по контролю за развитием молодняка птиц, разводимых в искусственных условиях. М., ЦНИЛ Главохоты РСФСР, 1986. 10 с.
Мухина Е.А. Бюджет времени и поведение джека в условиях вольер // Зоопарки и их роль в сохранении диких животных. Алма-Ата: Кайнар., 1989. С. 91-99.
Пономарева Т.С. Репродуктивное поведение и распределение джека в местах гнездования // Зоол. журн. 1983. Т. 62. Вып. 4. С. 592—601.
Пономарева Т.С. Постэмбриональное развитие птенцов джека // Зоол. журн. 1983. Т. 62. Вып. 8. С. 1221-1231.
Синявский А.В. О брачных играх джека // Сохраним диких животных. Алма-Ата, 1985. С. 117-118.
Тихонов Л.В. Акустическая сигнализация и поведение выводковых птиц (куриные и пластинчатоклювые) в раннем онтогенезе. 2. Сигнализация и поведение птенцов // Вестник МГУ. 1980. № 2. С. 3-12.
Флинт В., Пономарева Т., Прилипко Г. Джеки в вольере // Охота и охотн. хоз-во. 1982. № 5. С. 14-15.
Шмальгаузен И.И. Определение основных понятий и методика исследования роста // Рост животных. М.-Л.: Изд.-во АН СССР, 1935. С. 3-72.
Collar N.J. The Bustards and their conservation / 1982. Bustard in decline, Jaipur, 244-257.
Launay F., Paillat P. A behavioural repertoire of the adult Houbara bustard / Rev. Ecol. (Terre Vie), 1990. Vol. 45, p. 65-89.
Mendelssohn H. Development of Houbara population in Israel and Captive Breeding // The Houbara bustard. Athens, Greece. May 24. 1979.
Mendelssohn H., Marder U., Stavv M. Captive breeding of the Houbara and a description of its display // The International Council for Bird Preservation. XIII Bull. 1979. 134-149.
Mendelssohn H. Observations on the Houbara in Israel // Bustard in Decline. 1982. 91-95.
Mendelssohn H., Marder J.U., Stavу M. Captive breeding of the Houbara and the Development of the Young Birds // Bustard in Decline. Jaipur. 288-292.
Main A. A contribution to the biology of Houbara. 1982-83, wintering population in Baluchistan // Journal of the Bombay Natural History Society. 1984. 81. 537-545.
Mian A., Surahio M.G. Biology of Houbara bustard with reference to Western Baluchistan // Journal of the Bombay Natural History Society. 1983. 80. 111-118.
Platt J. Houbara bustard reseach in Dubai, United Arab Emirates, Bustard Studies. 1985. 3. 101-102.
Surahio M.G. Ecology and distribution of bustards in Sind // Bustard Studies. 1985. 3. 55-58.