Уважаемые коллеги, друзья!

Leaves

Я продолжаю сбор материалов для книги, посвящённой истории отечественного дичеразведения. Книга будет посвящена памяти основоположника школы отечественного промышленного дичеразведения Олега Семёновича Габузова. Некоторые главы практически завершены, однако остро чувствуется недостаток информации о дичефермах, организованных в 70-80-х годах прошлого века. Так, крайне мало информации о Приморском фазанарии, Киевском фазанарии, фазанарии "Холодная гора" и других дичефермах, организованных в союзных республиках. Минимум информации по Средней Азии и Закавказью. Поэтому я прошу всех, кто владеет данными об этих и других дичефермах, их организации, деятельности и дальнейшей судьбе прислать мне эту информацию. Имена всех авторов, чьи материалы будут использованы, обязательно появятся в книге.

С уважением, Вячеслав Гагарин.

 

Leaves

Я считаю, что самая эффективная охрана не пассивная, не запретительная, а активная - разведение и возвращение животных в природу.

(Флинт В.Е.)

Разведение редких видов в целях сохранения ге­нофонда для зоопарков всегда будет иметь второстепенное значение.

(Флинт В.Е.)

 

Развитие зоокультуры природоохранного направления, связанного с разведением животных в неволе для последующей репатриации их в природную среду - «ex situ», как показал мировой опыт, оказалось эффективной мерой спасения многих видов животных от вымирания.

Габузов О.С.

Что такое EX SITU?

Проект носит название «EX SITU», что можно перевести с латыни как «вне естественной (природной) среды». Действительно, в области охраны природы можно выделить два тесно взаимосвязанных раздела - сохранение «IN SITU» - в природе - в заповедниках, заказниках, национальных парках, в том, что сейчас называется ООПТ - «особо охраняемые природные территории» и сохранение «EX SITU» - в специальных питомниках, публичных зоопарках, частных коллекциях. К этому же разделу можно отнести и сохранение генетического материала животных в «генетических банках».


Если Вам помогла информация, которую Вы здесь обнаружили - помогите дополнить сайт другими уникальными материалами.

Связаться

Ильченко О.Г., Попов С.В. К вопросу о групповом содержании песчанок рода Meriones // Первое всесоюзное совещание по проблемам зоокультуры. Тезисы докладов. Часть вторая. Москва, 1986. С. 207-210.

Сложившаяся практика содержание и использования в экспериментах животных, в том числе и грызунов, основана на стремлении исследо­вателей максимально стандартизировать условия их содержания. Со­держащиеся в одинаковых условиях животные подразумеваются одинаковыми, а свойственные им индивидуальные различия рассматриваются как неизбежная ошибка метода. В частности, общепринято содержание подопытных грызунов поодиночке, парами иди небольшими однополы­ми и одновозрастным группам. Между тем в этологических, психофар­макологических и психофизиологических исследованиях отчетливо вы­явился целый класс задач (в первую очередь, проблемы, связанные с изучением действия социального стресса), для решения которых не­обходимо изучение отношений, закономерно складывающихся и длитель­но поддерживающихся между особями на основе их индивидуальных раз­личий в поведении и физиологии. Оптимальным в этом случае является содержание животных разного пола и возраста в больших группах. Для успешного содержания таких групп и использования их в работе необ­ходимо изучение закономерностей развития внутригрупповых отношений конкретных, предполагаемых к содержанию видов. Потребность в иссле­дованиях такого рода есть и у сотрудников зоопарков, т.к. именно при групповом содержании проявляется максимальное разнообразие форм поведения животных, и, в то же время, незнание основных зако­номерностей и видовых особенностей взаимодействий животных в ис­кусственно созданных группах зачастую приводит к внутригрупповым конфликтам, сопровождающимся травматизмом, нарушениями размно­жения и даже гибелью членов подобных групп.

Работая в течение ряда лет с малыми песчанками в лабораторных условиях, мы получили материал, на основание которого оказалось возможным проводить межвидовое сравнение динамики взаимоотношений в группах малых песчанок 3 видов (полуденной, монгольской и краснохвостой). Ещё для 2 видов - тамарисковой и персидской песчанок, имеются предварительные данные (по двум группам для каждого вида). Все наблюдавшиеся группы состояли из пары зверьков-основателей и их потомства одного или нескольких выводков (в группах тамарисковых песчанок взрослых самцов отсаживали сразу же после рождения выводка). Вольеры для содержания групп, а так же условия кормле­ния были сходными для всех видов.

В развитии лабораторных групп большинства видов песчанок оп­ределились сходные стадии: 1 – от объединения пары до рождения пер­вого выводка, 2 - от рождения первого выводка до проявления агрес­сивных действий между молодыми этого выводка, 3 - от проявления аг­рессии до распада группы вследствие постоянных агрессивных взаимодействий. Для каждой из этих стадий характерно вполне определен­ное состояние и поведение животных,  в частности, репродуктивные функции наиболее успешно реализуются на второй стадии, а действие социального стресса в наибольшей степени сказывается на песчан­ках в конце последней стадии развития лабораторной группы. Межвидовые различия проявлялись в длительности каждой стадии, в харак­тере взаимоотношений песчанок при объединении пары, в характере зависимости размножения от внутригрупповой агрессии, в количест­ве размножающихся в группе самок. Данные по этим показателям све­дены в Таблицу 1.  Кроме того, разные виды песчанок отличались по степени дифференциации и по стабильности взаимоотношений между членами группы. По нашему мнению видовая специфика внутригрупповых отношений связана с различной восприимчивостью близких видов песчанок к социальной стимуляции, что, в свою очередь, может быть обусловлено межвидовыми различиями по психофизиологическим показа­телям (Попов,  1986).

Таблица I

Основные характеристики динамики взаимодействий в лабораторных группах малых песчанок

 

Поведение партнёров при формировании пары

Период от рождения первого выводка до появления внутригрупповой агрессии

Влияние внутригрупповой агрессии на размножение

Количество размно-жающихся в группе самок

Полуденные песчанки

Типична агрессия со стороны обоих партнёров

Около 3-х месяцев

Агрессия не сдерживает размножение

Все взрослые самки в группе

Краснохвостые песчанки

Самки могут быть агрессивны к самцам или агрессии нет совсем

Не меньше 6 месяцев

После первых проявлений агрессии, размножение прекращается, не выживают детёныши

Только самка – основательница группы

Монгольские песчанки

Как правило, агрессии нет, но в тех случаях, когда она возникает, обычна гибель одного из партнёров

8-10 месяцев

Постепенно перестают рождаться детёныши, затем прекращаются проявления полового поведения

Только самка – основательница группы

Персидские песчанки

Как правило, агрессии нет

Более 10 месяцев

 

?

Все самки старшего возраста

Тамарисковые песчанки

Всегда сильная агрессия с обеих сторон, но гибель зверьков редка

Меньше 3-х месяцев

Элементов полового поведения в группе не отмечали

 

 

-

Полученные в настоящей работе результаты и дальнейшее накоп­ление данных о закономерностях развития взаимодействий в лабора­торных группах песчанок могут, в конечном счете, позволить опти­мальным образом,  в зависимости от задач исследования,  подбирать вид экспериментальных животных (песчанок) и использовать лабора­торные группы, находящиеся на соответствующей задачам работы ста­дии развития. 

Яндекс.Метрика