Уважаемые коллеги, друзья!

Leaves

Я продолжаю сбор материалов для книги, посвящённой истории отечественного дичеразведения. Книга будет посвящена памяти основоположника школы отечественного промышленного дичеразведения Олега Семёновича Габузова. Некоторые главы практически завершены, однако остро чувствуется недостаток информации о дичефермах, организованных в 70-80-х годах прошлого века. Так, крайне мало информации о Приморском фазанарии, Киевском фазанарии, фазанарии "Холодная гора" и других дичефермах, организованных в союзных республиках. Минимум информации по Средней Азии и Закавказью. Поэтому я прошу всех, кто владеет данными об этих и других дичефермах, их организации, деятельности и дальнейшей судьбе прислать мне эту информацию. Имена всех авторов, чьи материалы будут использованы, обязательно появятся в книге.

С уважением, Вячеслав Гагарин.

 

Leaves

Я считаю, что самая эффективная охрана не пассивная, не запретительная, а активная - разведение и возвращение животных в природу.

(Флинт В.Е.)

Разведение редких видов в целях сохранения ге­нофонда для зоопарков всегда будет иметь второстепенное значение.

(Флинт В.Е.)

 

Развитие зоокультуры природоохранного направления, связанного с разведением животных в неволе для последующей репатриации их в природную среду - «ex situ», как показал мировой опыт, оказалось эффективной мерой спасения многих видов животных от вымирания.

Габузов О.С.

Что такое EX SITU?

Проект носит название «EX SITU», что можно перевести с латыни как «вне естественной (природной) среды». Действительно, в области охраны природы можно выделить два тесно взаимосвязанных раздела - сохранение «IN SITU» - в природе - в заповедниках, заказниках, национальных парках, в том, что сейчас называется ООПТ - «особо охраняемые природные территории» и сохранение «EX SITU» - в специальных питомниках, публичных зоопарках, частных коллекциях. К этому же разделу можно отнести и сохранение генетического материала животных в «генетических банках».


Если Вам помогла информация, которую Вы здесь обнаружили - помогите дополнить сайт другими уникальными материалами.

Связаться

Мищенко А.Л., Суханова О.В. Некоторые особенности выращивания птенцов дрофы в питомнике с целью последующей реинтродукции // Первое всесоюзное совещание по проблемам зоокультуры. Тезисы докладов. Часть вторая. Москва, 1986. С. 60-62.

Процесс подготовки молодых дроф, выращиваемых в неволе, к выпуску в природу, сложен и трудоемок. Он требует тщательной отработки в самое ближайшее время, т.к. численностьдроф в нашей стране повсеместно сокращается и без "подпитки" искусственно вы­ращенным молодняком многие популяции могут вскоре угаснуть. Реинтродукция же дроф в места, где дикие популяции исчезли полнос­тью, чрезвычайно сложна, а по мнению некоторых авторов, даже яв­ляется безнадежным делом (Fodor et. al l982).

В связи с этим, при выращивании птенцов дрофы в питомнике при Саратовской госохотинспекции в 1984 и 1985 гг. мы старались отработать методы кормления и содержания молодняка, облегчающие последующую реинтродукцию. Под наблюдением было соответственно 37 и 38 птенцов, вылупившихся из яиц, спасенных от гибели при сель­скохозяйственных работах.

Существенную сложность при искусственном выращивании птенцов дрофы в питомнике представляет процесс кормления, т.к. птенцы длительное время не могут кормиться сами. Первые несколько недель своей жизни они не делают попыток клевать неподвижный корм, но с первого дня легко берут корм с пинцета или из пальцев, сложенных щепотью (при подаче пищи сверху). Если дрофят специально не обучать, они начинают самостоятельно кормиться только к 4-х-недельному возрасту. Поэтому нам пришлось испытывать различные методы обучения птенцов, т.к., во-первых, при массовом выращивании не­возможно прокормить всех птенцов вручную в течение длительного срока, а во-вторых, в процессе подготовки птенцов к реинтродукции крайне важно свести период их контакта с человеком к минимуму. Методы, апробированные нами, были следующими.

1. Метод, основанный на подражательной способности дрофят. Для его осуществления содержалась группа, в которой был уже обу­ченный птенец (более старшего возраста или более "сообразитель­ный"). Этот птенец, склевывая корм, стимулировал остальных.

2. Метод, при котором птенцов с первого дня жизни кормили с рук, но не просто давая корм сверху, а опуская руку в кормушку. Это привлекало внимание птенцов к кормушке и ускоряло процесс научения.

3.Метод, основанный на том, что движущийся живой корм (напри­мер, мучные черви) легко привлекает внимание птенцов. Дрофята на­чинали клевать мучных червей и вместе с ними прихватывали грану­лы комбикорма. Муравьев и мучных червей птенцы пытались клевать сами, без стимулирования, уже в недельном возрасте.

При каждом из перечисленных способов птенцы обучаются само­стоятельно кормиться к 2-3-м неделям, а при сочетании всех трех способов - к 10-15 дням.

Процесс одичания молодых дроф облегчается тем, что в 25-30-дневном возрасте у них начинает исчезать инстинкт следования. Дрофята перестают реагировать на голос человека, а при громких звуках беспокоятся и, зачастую, пытаются спрятаться. Часть птенцов дичает настолько, что вообще не подходит к человеку, даже когда он с кормом. При этом дичающие птенцы затаиваются в траве и при обнаружении ведут себя сходно с дикими птенцами пойманными в природе. При подготовке птенцов к реинтродукции крайне важно не упустить этот период, т.к. если контакт с людьми не свести к ми­нимуму, то к 2,5-3-месячному возрасту боязнь человека угасает.

В 1985 г. мы проводили первый эксперимент по подготовке мо­лодых дроф к реинтродукции в природу. Для усиления процесса оди­чания 32 дрофы в 25-35-дневном возрасте были переведены в специ­альную вольеру (площадью 600 м2), отгороженную от людей руберои­дом. Кормушку выдвигали в вольеру при помощи шеста и веревок, воду в поилку заливали по трубе. В 48-68-дневном возрасте 30 молодых дроф были переведены в открытую выпускную вольеру площадью 0,9 га. К сожалению, недостаточная техническая оснащенность пи­томника не позволила организовать в этой вольере бесконтактную подачу корма и воды (человек с кормом и водой входил в вольеру, укрывшись ширмой). Тем не менее, даже указанные методы снижения контактов с человеком дали ощутимые результаты: к середине ав­густа 1985 г. 30 % птенцов стали дикими. Условный термин "дикие птенцы" здесь мы употребляем применительно к тем птенцам, кото­рые не подходят к человеку (даже когда он с кормом), при виде че­ловека убегают или затаиваются. Сочетание описанных приемов выра­щивания птенцов позволило удачно провести в 1985 г. первый экспе­римент по реинтродукции. 

Яндекс.Метрика