Фокин С.Ю. Акустическая сигнализация и биологические основы управления поведением птиц при искусственном дичеразведении // Дичеразведение в охотничьем хозяйстве. Сборник научных трудов ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Москва, 1982. С. 157-170.
На возможность применения биоакустики в охотничьем хозяйстве впервые указали В.Д. Ильичев (1975) и А.В. Тихонов (1977). Однако специальные исследования были начаты лишь недавно, в ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Они позволят решить ряд сложных проблем, стоящих перед отечественным дичеразведением, повысить его эффективность. До сих пор в охотничьем хозяйстве звуковое общение животных использовалось лишь при охоте на дичь методом подманивания и при учетах некоторых животных по голосам. Однако, изучение звуковой сигнализации птиц показало принципиальную возможность использования её в управлении поведением птиц.
Разработка методов управления поведением птиц основывается на знании отдельных поведенческих актов и голосовых реакций птиц в поведенческом комплексе, характерном для данного вида. Основу коммуникации птиц составляют акустическое и зрительное общение, имеющие тесную взаимосвязь. Сложность организации систем акустической сигнализации у птиц проявляется в наличии двух основных принципов кодирования информации в сигналах. С одной стороны, это мультифункциональность (Симкин, 1977), при которой один и тот же акустический сигнал имеет несколько функций (например, песня птиц служит для маркировки гнездовой территории, "отпугивания" других самцов, но в то же время и для привлечения самок и даже для отвода врага от гнезда). С другой стороны, это - параллельное кодирование, согласно которому различные типы сигналов передают сходную информацию (Симкин, 1974) например, разнообразные комфортные сигналы птенцов - отражают одну и ту же ситуацию комфорта. Доминирование эмоционального начала над смысловым во многих случаях затрудняет анализ акустических сигнальных систем птиц. Однако, у большинства выводковых птиц акустические сигналы чаще связаны с определенным функциональным значением, особенно в гнездовой период и во время вождения выводков (Тихонов, Фокин, 1931). Специфическая организация звуков (тональные, шумовые и трелевые сигналы) связана с наиболее рациональной дальностью их распространения (Ильичев, 1968; Симкин, 1974).
Попытки классифицировать сигналы птиц неоднократно предпринимались различными исследователями. Основная трудность состоит в том, что нельзя отождествлять механизм языка птиц и человека, поскольку логические основы коммуникативных процессов животных принципиально иные (Симкин, 1932). А.С. Мальчевский (1972) подразделяет звуковые сигналы птиц на 2 основных типа: ситуативный и сигнализационный. В первом случае общение происходит с помощью сигналов, имеющих расширенное значение в зависимости от биологической ситуации. Во втором - используется система специализированных звуковых реакций, причем сигналы, связанные с определенным физиологическим состоянием птицы, имеют строго определенный биологический смысл. Этот тип поддается классификации по функциональному признаку. Автор выделяет призывные и защитные сигналы с подробной классификацией каждой из групп (Мальчевский, 1974).
Г.Н.Симкин (1977) предложил новую схему функциональной классификации акустических сигналов птиц, основываясь на максимальной дифференциации значений сигналов. Все звуковые сигналы разделены им на 3 основные группы, каждая из которых включает более мелкие категории:
1. Основные позывы, подаваемые в течение всего года: основной видовой призывный крик, стайные и групповые позывы, пищевые сигналы, сигналы тревоги, конфликтные сигналы, особые сигналы эмоциональной сферы.
2. Позывы репродуктивного цикла: брачная фаза, родительская фаза.
3. Позывы птенцов и слётков.
Родительские сигналы выводковых птиц принято подразделять на "зов следования", "пищевой зов", "сигнал сбора", контактные сигналы, тревожный сигнал (у куриных птиц сигналы на воздушного и наземного врага различны).
Мы предложили подразделять на 3 категории и акустические сигналы птенцов (Тихонов, Фокин, 1980).
1. Сигналы отрицательного физиологического и социального состояния, включающие сигналы "дискомфорта", ориентировочные и пищевые.
2.Сигналы положительного физиологического и социального состояния с подразделением их на сигналы "комфорта", согревания, насыщения, групповых контактов, следования, предсонного
состояния.
3. Тревожные и защитно-оборонительные сигналы (тревоги, бедствия, испуга).
Такая дробная классификация составляет основу для решения многих задач управления поведением птиц в дичеразведении. Зная основной функциональный смысл сигнала, характеризующегося определенными физическими параметрами, можно ставить и обратную задачу, изучая влияние данного сигнала на поведение птиц.
Первые звуковые сигналы птица издает еще находясь в яйце, за 1-2 дня до проклёва скорлупы. В слуховом анализаторе птенцов в первую очередь созревают те нервные клетки, которые "настроены" на видоспецифическую частоту голоса самки (Анохин, 1969). Звуковое общение самки с птенцами устанавливается уже в конце насиживания (Тихонов, 1977). Опосредованное обучение у выводковых птиц, включающее сигнальную преемственность и групповое обучение (Мантейфель, 1980), играет важную роль в этологической подготовке молодых птиц к самостоятельной жизни. Особое значение имеет акустическое поведение родителей как фактор стимуляции и шлифовки поведения и связи молодых птиц в выводке (Симкин, 1972).
При искусственном дичеразведении человек лишает птенцов контакта с самкой. Инкубация яиц, вольерное и клеточное выращивание молодняка без наседок приводит не только к невозможности развертывания приспособительных поведенческих реакций, формирующихся в природе на базе индивидуального и группового опыта, но и к угасанию некоторых важных врожденных поведенческих актов, в частности тревожных реакций. Наши эксперименты на кряковых утятах показали, что врожденная реакция бегства у птенцов на тревожные сигналы самки наиболее четко проявляется на 2-3 день и без визуального подкрепления угасает уже на пятый день. Закрепленная же специальными "сеансами пуганий" (громкие крики, выстрели, сирены, специальное отпугивание людьми), тревожная реакция сохраняется до выпуска в природу. В дальнейшем она становится неотъемлемым компонентом поведения выпущенных птиц.
Однако, применение специальных "пуганий" не является основным фактором формирования "дикого" стереотипа поведения птиц, выращенных в неволе. Как известно, птицы, выращенные в постоянном контакте с человеком, по поведению резко отличаются от своих диких сородичей. У таких птиц отсутствуют направленные тревожно-оборонительные реакции на хищников, что делает их легкой добычей как наземных, так и воздушных врагов. Охота на птиц, не боящихся человека, утрачивает спортивный интерес и становится даже негуманной.
Главный фактор привыкания птиц к человеку - это эффект импринтинга (запечатления) птенцами внешнего вида и голоса человека в "чувствительный" период, ограниченный первыми 2-3 днями жизни. В дальнейшем положительная реакция на человека еще более усиливается за счет формирования условнорефлекторных реакций в процессе кормления и постоянного общения с птицами. Импринтинг - чрезвычайно стойкий и практически необратимый процесс. Поэтому, по нашему мнению, при искусственном разведении дичи необходимо не допускать запечатления человека птенцами в "чувствительном" периоде. Мы провели серию экспериментов, заключающихся в изоляции маленьких утят от человека в разные периоды. Экспериментальные клетки с домиками были завешены со всех сторон плотной материей, а верх оставался открытым. Во время кормления и смены воды птенцы видели только руки обслуживающего их человека и в процессе дачи корма они всегда убегали в домик. Утята, изолированные от человека на "чувствительный" период, в дальнейшем привыкали к нему, но уже на базе условнорефлекторных реакций. Специальные методы "пугания" после выпуска их в угодья (выстрелы из ружей и т.п.) способствовали нарушению этих положительных условных реакций: утки стали бояться людей. И все же реакция бегства в ответ на появление человека у них была более вялой, чем у их диких сородичей. В то же время, утята, выращенные обычным способом, реагировали на появление людей индифферентно.
Наилучшим оказался вариант содержания утят в изоляции от человека в течение всего времени, вплоть до выпуска их в угодья, т.е. до 25-30 дней. Такие утки по поведению практически не отличались от диких: улетали при подходе человека, боялись незнакомых объектов, воздушных и наземных врагов и даже "мирных" птиц. Охота на такую дичь практически не отличалась от охоты на дикую птицу.
В настоящее время основная наша задача - поиски технического исполнения этого метода выращивания молодняка пернатой дичи с учетом специфики конструкции дичеразводных ферм. Очевидно, начинать нужно со строгого соблюдения следующих требований. В период вылупления птенцов в инкубаторе должна соблюдаться полная тишина во избежание запечатления птенцами голоса человека. Выведшихся птенцов на первые 5-7 дней переводят в клетки-брудеры, закрытые со всех сторон плотной материей, которая должна откидываться у дверцы при кормлении и смене воды. Затем молодняк переводят в вольеры с закрытыми фанерой или рубероидом стенками и выращивают до 25-30 дней. В процессе выращивания очень эффективно провести 4-5 "пуганий" после выпуска молодняка в угодья. На второй день после выпуска (но не в день выпуска) несколько человек приходят на место, где держится выпущенная дичь, и проводят несколько холостых выстрелов, добиваясь реакции бегства у птиц. Птицы, которые были изолированы от людей на "чувствительный" период, в отличие от выращенных в постоянном контакте с человеком, боятся выстрелов. Сочетание выстрела с появлением охотника вырабатывает у птиц отрицательную реакцию на человека. Уже через 3-4 дня после регулярных пуганий одно лишь появление человека, например, у водоема, вызывает бегство молодых уток, которые стараются укрыться в зарослях.
Утки, выпущенные в более позднем возрасте, дичают труднее, а еслив первые дни жизни не проводилась изоляция птенцов от людей, то такие птицы, как правило, практически не реагируют на выстрелы. Дичание проходит быстрее, если птицы несколько раз видели после выстрела гибель своего собрата (Ильичев, Вилке, 1978). Учить птиц избегать людей можно по принципу комбинированных репеллентов - то есть использовать не только непосредственно крики людей, выстрелы, но и записи разных звуков - крики бедствия, тревоги, резкий взлет стаи птиц, звуки высокой интенсивности (до 120 дб), ультразвуки (до 40 кгц) (Тихонов, 1977). Однако, наши охотничьи хозяйства еще не оснащены специальной аппаратурой для использования этих методов и останавливаться на них пока не стоит.
В практике дичеразведения возникает необходимость сбора птенцов в определенном месте. Маленькие птенцы при резкой наступлении ненастья и на ночь затаиваются в открытых вольерах и могут погибнуть от переохлаждения. Обслуживающий персонал дичепитомников вынужден загонять их в укрытия. Иногда возникает необходимость перевести молодняк из одного помещения в другое, собрать его в определенном месте для взвешивания, разделения на группы и т.п. Подобную работу можно облегчить, используя акустические аттрактанты - звуковые привлекающие средства. Реакция следования одиночного птенца изучена достаточно полно, но в дичеразведении мы имеем дело с большими группами птенцов, а эксперименты по изучению реакции следования группы птенцов практически не проводились.
Для птенцов выводковых птиц характерна реакция приближения в ответ на призывные сигналы самки или ее имитаторы - монотональные сигналы (Мальчевский, 1974). Одиночным птенцам были предложены записи звуковых сигналов разной функциональной значимости. Они отвечали реакцией приближения лить на ювенильные сигналы комфорта и призывные сигналы самки. Использование этих двух сигналов и их моночастотных имитаторов в качестве аттрактантов для группы птенцов поначалу не принесло успеха. На наш взгляд, отсутствие реакции приближения у группы птенцов к источнику звука обусловлено двумя причинами. Во-первых, решающую роль в стимуляции этой реакции играет уровень мотивации птенцов. Птенец, изолированный от собратьев, испытывает постоянный дискомфорт, что и побуждает его к реакции приближения на определенные звуковые сигналы. А в наших экспериментах птенцы находились в комфортных условиях - были рядом с собратьями. В природе комфортные условия для птенцов создает самка, а в искусственных условиях - человек. Птенцы запечатлевают лишь друг друга и людей, потребность постоянного контакта с самкой у них отпадает. Естественно, что в искусственно созданных комфортных условиях реакции приближения у птенцов не будет, так как одних только звуковых сигналов недостаточно, а соответствующие внутренние факторы (состояние дискомфорта) у них отсутствуют. Во-вторых, как было показано Готтлибом (Gottlib, 1977), акустико-визуальный стимул вызывает более мощную реакцию следования, чем только акустический. В природе птицы, следуя за матерью, ориентируются как на ее внешний вид, так и на голос. В искусственных же условиях птенцы "не знают" самку, а объектом их запечатления может быть первый увиденный в жизни движущийся звучащий предмет.
Отсюда следует, что управлять двигательными реакциями птенцов можно двумя способами: либо применением акустических аттрактантов в дискомфортных ситуациях (охлаждение, голод), либо использованием акустико-визуальных аттрактантов (движущихся звучащих динамиков), предварительно обеспечив запечатление их птенцами. Наши эксперименты полностью подтвердили это (Фокин, 1981). Так, например, маленькие утята, не реагировавшие на воспроизведение им призывных кряканий утки, быстро собирались у динамика после выключения в брудере освещения и обогрева; фазанята активно следовали за движущимся динамиком, через который проигрывались записи их комфортных сигналов.
При повышенной плотности содержания птенцов наблюдается усиление их агрессивности, проявляющейся в столкновениях у кормушек и поилок, расклевах, беспокойстве. Это оказывает угнетающее воздействие на их рост и развитие. Производственные шумы также оказывают отрицательное влияние на жизнедеятельность птиц (Рогожина, 1971). Фелпс ( Phelps, 1970) обнаружил успокаивающее влияние музыки на поведение кур-несушек, причем еще больший эффект наблюдался при воспроизведении курам записей их комфортных сигналов. Как показали эксперименты на цыплятах (Ильичев, Тихонов, 1979) и перепелятах (Фокин, 1981), применение моночастотных сигналов соответствующей частоты приводило не только к "успокоению" птенцов, но и существенно повышало их пищевую активность. Возрастало потребление корма, резко увеличились суточные привесы. Так, масса опытных перепелят достигла к двухмесячному возрасту в среднем 147,7 г, а контрольных того же возраста - лишь 119,6 г.
В качестве стимуляторов мы применяли и комфортные сигналы птенцов и самок. Хороший эффект дает периодическое воспроизведение пищевых звуков неголосового происхождения, сопутствующих кормёжке (удары клюва о субстрат, щелочение воды и т.п.).
Сейчас интенсивно ведутся исследования по разработке оптимальных режимов стимуляции молодняка звуковыми сигналами. Известно, что весной токовые звуки стимулируют рост половых желез птиц (Промптов, 1956). Кроме того, для большинства видов характерно явление звуковой индукции, суть которой состоит в той, что видовая брачная песня стимулирует аналогичные ответные звуковые реакции у самцов того же вида птиц (Мальчевский, 1982), Брокуэй (Вгосkwау, 1965) отмечает, что озвучивание птиц брачными сигналами стимулирует процесс яйцекладки.
Наши эксперименты по стимуляции кряковых уток, глухарей, тетеревов и кекликов, содержащихся в дичепитомняке ЦНИЛ, токовыми звуками показали большую роль звуковой индукции в брачном поведении птиц. У тетеревов и кекликов искусственная звуковая индукция нарушала видоспецифический циркадный ритм токования, "заставляя" токовать их и днем, причем даже в ненастную погоду. Воспроизведение в перепелятнике записей брачного крика самца японского перепела приводило к повышению звуковой активности всех самцов: количество брачных криков, изданных за час всеми самцами в "перепелятнике возрастало в 1,8 - 2,0 раза, увеличивалось и число спариваний. Очевидно, звуковая стимуляция способствует повышению яйценоскости птиц. Во всяком случае, в наших экспериментах общее количество снесенных яиц в первые дни озвучивания возрастало на 36 – 47 %. Затем наступало падение яйценоскости, что очевидно можно объяснить эффектом привыкания птиц к постоянно действующим внешним стимулам.
Этими направлениями не ограничивается круг поисковых исследований практического использования биоакустики в дичеразведении. Изучаются отличительные признаки голосов отечественных подвидов обыкновенного фазана, выясняется роль звуковых реакций в формировании пар у гусей и казарок, для которых характерны в период размножения так называемые антифональные дуэты, свойственные также некоторым журавлям, совам и воробьиным птицам (Мальчевский, 1981). Исследуются методы отлова диких птиц в природе с помощью "акустических ловушек".
Разрабатываются экспресс-методы определения пола по голосу у суточного молодняка охотничье-промысловых птиц, ведутся исследовании по акустической стимуляции и синхронизации вылупления птенцов.
Литература
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.- М.: Наука, 1968.
Ильичев В.Д. Физические и функциональные характеристики голоса птиц. - Орнитология, 1968, вып. 9.
Ильичев В.Д. и др. Биоакустика. - М.: Высшая школа, 1975.
Ильичев В.Д., Вилке Е.К. Пространственная ориентация птиц. - М.: Наука, 1978.
Ильичев В.Д., Тихонов А.В. Биологические основы управления поведением птиц. I. Куриные. - Зоол. журн., 1979, т. VIII,- вып. 7.
Мальчевский А.С. О типах звукового общения наземных позвоночных на примере птиц. - В сб.: Поведение животных. Мат. I Всес. совещ. по экологическим и эволюционным аспектам поведения животных. М., Наука, 1972.
Мальчевский А.С. Звуковое общение птиц и опыт классификации издаваемых ими звуков. - Мат. VХВсес. орнитол. конф., 1974, ч. I, M.
Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
Мантейфель Б.П. Экология поведения животных. - М.: Наука, 1980.
Промптов А.Н., Очерки по проблеме биологической адаптации поведения воробьиных птиц, - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
Рогожина В.И. Влияние звукового раздражителя на динамику азотистых соединений и пировиноградной кислоты в крови и головном мозге цыплят. - Мат. Всес. совещ. и конф. ВНИТИП МСХ СССР, 1971, вып. 4.
Симкин Г.Н. Акустические отношения у птиц. - Орнитология, 1972, вып. 10.
Симкин Г.Н. Акустические системы сигнализации у птиц. - Мат. VI Всес, орнитол. конф., 1974, ч. I, M.
Симкин Г.Н. Акустические системы сигнализации у птиц. -В сб.: Адаптивные особенности и эволюция птиц. М., Наука, 1977.
Симкин Г.Н. Опыт разработки функциональной классификации акустических сигналов у птиц. - Мат. II Всес. конф. по поведению животных. М., 1977.
Симкин Г.Н. Актуальные проблемы изучения звукового общения птиц. - Орнитология, 1962, вып. 17.
Тихонов А.В. Акустическая сигнализация и поведение выводковых птиц в раннем онтогенезе. - Автореф. канд. дис. М., 1977.
Тихонов А.В. Звуковое общение эмбрионов и насиживающей самки у выводковых птиц. - Тез.докл. VII Всес. орнитол. конф. Киев, 1977.
Тихонов А.В., Фокин С.Ю. Акустическая сигнализация и поведение куликов в раннем онтогенезе. II. Сигнализация и поведение птенцов. - Биол. науки, I960, № 10.
Тихонов А.В., Фокин С.Ю. Акустическая сигнализация и поведение куликов в гнездовой период. - Бюл. МОИП, отд. биол., 1981, №2.
Фокин С.Ю. Влияние акустической стимуляции на пищевое и агрессивное поведение молодняка японского перепела. - Тез. докл. ХХIV Всес., конф. молодых ученых и аспирантов по птицеводству. 1981.
Фокин С.Ю. Аттрактантная реакция птенцов выводковых птиц и возможность ее использования в дичеразведении и птицеводстве. - В сб.: Экология и охрана птиц. Тез. докл. VIII Всес.орнитол. конф., 1981, Кишинев.
Brockway В. Stimulation of ovarian development and egg laying by male courtship vocalization in budgerigars (Melopsittacus undulatus). - Animal Behavior, 1965.
Gottlib G. Neglected developmental variables in the study of species identification in birds. - Psychol. Bull,. 1973, 79, № 6.
Phelps A. Piped music: good management or gemmick? -J. Poultry international, 1970, v. 9, №12.